post

Вавельский замок. Башня Хейналица. Смертельно опасное кормление голубей. Концлагерь Аушвиц I в Освенциме.

На машине в Европу. Краков — Освенцим — Вена. Достопримечательности Кракова. Освенцим.

Не считая пребывания в России и Белоруссии, этот день выдался самым пасмурным и дождливым за все наше путешествие. Первую его половину мы провели осматривая достопримечательности Кракова при свете дня. А во второй побывали в печально известном концлареге в Освенциме, известном как фабрика смерти.  В конце дня переезжаем в Вену. Подписывайтесь на наш YouTube-канал и на email-рассылку нашего блога (колонка справа или внизу страницы).

>>> Содержание отчета <<<

Карта маршрута и размещение.

Дата: 21 сентября.

Продолжаем продвижение на запад. Сегодняшний наш маршрут — Краков — Вена, с заездом в Освенцим. Всего — 464 километра. Основная часть пути пролегала по Чехии, которую мы проехали транзитом из Польши в Австрию. Качество дорог везде хорошее, в основном это были скоростные автомагистрали, хотя и без традиционных польских провинциальных однополосных дорог не обошлось.

На машине в Европу. Краков-Освенцим-Вена. Маршрут на карте.

Размещение: Апартамены JR Vienna City Apartments, Вена, район метро Dresdner Straße. Бронирование через Booking.com. Сутки в одной из двух комнат для двухместного размещения с общими ванной и кухней — 55,5€. Завтрака не предоставляется. Бесплатная парковка в гараже, предоставляется по запросу.

Кракову идет дождь.

Такой фразой Аня подытожила наше пребывание в бывшей столице польского государства. Так получилось, что 21 сентября оказалось самым хмурым и мокрым днем за все время нашего пребывания в Европе в этой поездке. Но настоящих путешественников это никогда не останавливает, ведь так?

Нам предстоял насыщенный день и довольно большой переезд в Вену по его окончании. Поэтому, чтобы успеть как можно больше, мы проснулись уже в восьмом часу, позавтракали, попрощались через записку с хозяйкой хостела Магдой, загрузили вещи в машину и… нет, не поехали, а побежали в Вавельский замок — наш первый объект.

Записка на столике в хостеле Words&Swords. Краков.

Вавельский замок.

Парковка с предыдущего дня была оплачена у нас до 11-54, вот до этого времени мы и намеревались посмотреть Краков при дневном свете. До Вавельского замка от нашего хостела чуть менее 2 километров — это около 20 минут пешком. И вот мы уже поднимаемся на холм Вавель, высота которого составляет 228 метров над уровнем моря.

На подходе к Вавельскому замку в Кракове

Замок красивый и внушительный с красивыми башнями.

Башня Вавельского замка

Очень приятная и, я бы даже сказал, уютная расцветка камня, из которого сложены строения данного архитектурного комплекса.

Ворота, стены и башня. Вавельский замок.

На одну из доступных для посещения башен (Sandomierska) мы не попали — она была закрыта. Поэтому сразу же проследовали к главному объекту Вавеля — Кафедральному собору святых Станислава и Вацлава.

Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Вавель.

Очень красиво.

Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Краков.

Во дворе замка можно найти его железный макет.

Макет Вавельского замка

Мы приобрели билеты на посещение собора и колокольни (12 злотых или почти 3 евро с носа). В соборе запрещено снимать, но мы, как обычно, слегка нарушили этот запрет и поснимали кое-что на GoPro, что отражено на видео. Главной «изюминкой» собора является размещенная в его подвале усыпальница величайших людейПольши. Не только королей и президентов, но еще поэтов и политических деятелей. Фотографию, правда, сделали лишь одну — здесь погребен польский король Стефан Баторий, живший еще в XVI веке.

Гроб польского короля Стефана Батория в Вавельском замке

Кстати, в этом же соборе погребены Лех и Мария Качинськи, трагически погибшие в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году.

После беглого изучения собора, поднялись на колокольню. Отсюда можно насладиться парочкой неплохих видов вроде этого, что на Старый город.

Вид на центр Кракова из Вавельского замка

Но главный объект — это колокол Зигмунд. Один из самых известных в Польше, он является и одним из ее символов. Ну, если честно, нас не так, чтобы сильно впечатлил.

Колокол Зигмунд. Вавельский замок.

После колокольни покидаем Вавель. В целом, нам здесь понравилось, но лимит по времени не дал насладиться комплексом в полной мере. Хотелось бы как-нибудь приехать сюда еще раз, чтобы осмотреть замок более внимательно.

Вавельский замок

Еще несколько видов из замка на краковскую улицу.

Вавельский замок в Кракове

Краковская улочка. Вид с Вавеля.

Небольшой рынок прямо у стен Вавеля.

Рынок в Кракове под Вавелем

Краков — очень туристический город. Повсюду снуют экскурсионные мини-автобусы.

Архитектура Кракова

Обратили внимание на необычное изваяние неподалеку от замка. Вроде это грибы? Гугл не нашел схожих картинок, к сожалению, поэтому точного ответа мы дать не можем.

Грибы неподалеку от Вавельского холма

Прощальный взгляд на Вавельский комплекс с одной из примыкающих улиц.

Краков. Вавельский холм.

Башня Хейналица и виды с нее.

Возвращаемся на Главный Рынок — центральную площадь Старого города. Во что бы то ни стало мы должны подняться на одну из башен — либо башню Ратуши, либо на башню Хейналица Мариацкого костела XIII века. Выбираем последнюю. Подъем обойдется каждому в 15 злотых (3,6€).

В башне Хейналица

Вообще, у Мариацкого костела две башни — одна повыше, другая пониже. Та, что повыше, и есть Хейналица (Сигнальная). С этой башни каждый час трубит специально обученный человек. Должность сия почетная, у горниста можно даже взять автограф, а сами себя они запечатлевают на фото, представленных здесь же.

Ну, а мы любуемся видами с высоты. Это — кусочек Суконных рядов.

Суконные ряды. Главный рынок в Кракове.

Утро еще достаточно раннее, деревянные лавочки еще закрыты.

Площадь Главный рынок. Краков.

На площади много голубей, Аня очень хотела их покормить и ей это чуть позже удалось. Мы купили бублик и Аня начала кормить птиц с рук. Нужно сказать, испытание оказалось не для слабонервных — за Аню в какой-то момент даже стало страшно, да и ей самой тоже. Слава Богу, все закончилось без травм. Как говорится, во время эксперимента ни одна птичка и ни одна девочка не пострадали.

Самый лучший вид с Хейналицы открывается тоже на башню, но ратуши. Говорят, что на нее также можно подняться за некоторое количество злотых.

Башня ратуши. Площадь Главный рынок. Краков.

Ну, а это один из самых классических видов Кракова. Все те же башня Ратуши и Суконные ряды.

Башня ратуши и Суконные ряды на Рыночной площади в Кракове

Вид в другую сторону позволяет разглядеть крышу костела святой Барбары.

Крыша костела св.Барбары в Кракове

Спускаемся с башни и делаем парочку селфи на память.

На фоне Суконных рядов

Собственно, за нами и есть Мариацкий костел и башня Хейналица.

Мы на фоне Мариацкого костела

Кафе Яма Михалика и кастрюля.

Далее в нашей программе значилось посещение одного из старейших кафе Кракова — кафе Яма Михалика. Историю кафе можно прочитать в Википедии, я же отмечу, что оно было основано аж в 1895 году и всегда являлось прибежищем людей богемы. Вот и мы решили к ним примкнуть.

Кафе Яма Михалика. Краков.

На самом деле, место оказалось очень приятным и атмосферным с мягким, обволакивающим интерьером. В будний день в это время суток здесь было свободно. Как обстоят дела вечером в выходные — не знаю, но есть предположение, что все будет занято.

Как и Вавель, мы отметили это заведение в планах на будущее, чтобы посидеть здесь более капитально, а не полчаса как вышло у нас.

Мы взяли по чаю и куску фирменного торта. Цены не, чтобы ужас. Чаепитие обошлось нам в 5€ с небольшим. Правда, торт особого впечатления не произвел.

Кафе Яма Михалика. Чаепитие с фирменным тортом.

Кафе находится в самом начале королевской дороги, а именно у красивых Флорианских ворот, что ниже на фотографии.

Флорианские ворота. Краков.

Вид в обратную сторону улицы. На фоне можно видеть уже знакомое вам здание. А вообще, в этот самый момент зарядил дождь, который так к лицу Кракову, как заметила Аня, о чем я уже сообщил вам в самом начале этого поста.

Краков. Дорога королей.

Последний объект нашего внимания — это «кастрюля». Так ласково называют ее сами краковчане, у них к ней отношение скептическое. А настоящее название — Барбакан (1498-1499гг.). Когда-то это была основная часть архитектурного сооружения при въезде в Старый город (тогда он был еще не такой старый). А нынче это площадка для культурных и иногда даже спортивных мероприятий.

Краков. Барбакан.

На этом с Краковым мы прощаемся. Город нам однозначно понравился, хотя увидели мы лишь малую его часть. Красивый, атмосферный и по-своему очень уютный. Можно смело рекомендовать к обязательному посещению, если вы окажетесь в Польше.

Освенцим. Концентрационный лагерь Аушвиц I.

Всего в 70 километрах (чуть больше часа пути на автомобиле) от Кракова находится печально известный город Освенцим. Здесь находится самый большой комплекс концлагерей нацистской Германии, известный сегодня всему миру под названием Аушвиц (Auschwitz) — гигантская, не имеющая аналогов в истории, фабрика смерти. Часть пути проходит по автобану с разрешенной скоростью 140км/ч — это платный участок стоимостью 10 злотых (около 2,5€). Вторая половина пути происходит по традиционным узким и медленным однополосным польским дорогам. Машину можно оставить на прилегающем паркинге, стоимостью те же 10 злотых на весь день.

Мы прибыли в 13-30. А с 10 до 15 часов вход в музей осуществляется только с групповыми экскурсиями и только платно. Группа на русском языке была в 11 часов, ее мы уже пропустили. Думали присоединиться к ближайшей польской группе, но нас смутило, что весь осмотр занимает 3,5 часа (правда, он включает и Аушвиц I, и Биркенау (Аушвиц II). Мы посчитали, что это многовато для нас.

Но не посетить такое место не могли. Тем более, что после Соловков, а до этого еще и других репрессивных тюрем (Суздаль, крепость Орешек), в которых людей держали не за фактические преступления, а по каким-то идеологическим причинам, у нас с Аней к этой теме был повышенный интерес. Оказалось, что с 15 часов возможно посещение в свободном режиме и, при этом, совершенно бесплатно. Мы взяли соответствующие билеты, а так как нам нужно было ждать еще целый час, отправились покушать в местное кафе.

Здесь мы попробовали распространенный в Польше фаст-фуд, а именно запеканку. Вот так выглядит это блюдо.

Запеканка - польский фаст-фуд

Взяли каждый по этому монстру и колу, стоит 9,5 злотых.

Аня кушает польскую запеканку

Arbeit Macht Frei.

Этот знаменитый лозунг «приветствует» посетителей на входе в концлагерь Аушвиц I. В переводе: «Труд делает свободным». Оригинальная надпись была похищена в 2009 года и распилена на три части (обнаружена через три дня). Сейчас над лагерными воротами висит копия.

Труд освобождает. Вход в концлагерь Аушвиц I.

Туристов очень много. Особенно это заметно на входе. Но постепенно тургруппы разбредаются и все чаще возникают моменты, когда удается оставаться одним. А это, как мне кажется, важно, чтобы проникнуться сложной атмосферой этого места.

Труд освобождает. Вход в концлагерь в Освенциме.

В Освенциме было построено два лагеря. Самый большой — в Биркенау (Аушвиц II), мы же в этот раз попали в основной музейный комплекс Аушвиц I. Именно этот лагерь был построен первым, в 1940 году. 27 января 1945 года Освенцим был освобожден советской армией, а в 1947 году здесь был создан музей. Здесь максимально сохранены (или восстановлены в исходном виде) все объекты какими они были во время Второй мировой войны. Относительная историческая близость событий дает возможность полностью ощутить себя так словно ты находишься не просто на историческом месте, а прямо в то время.

Концлагерь Аушвиц I. Территория.

Существует также понятие Аушвиц III — это группа из приблизительно 40 небольших концлагерей, построенных около фабрик и шахт, расположенных в окрестностях Освенцима.

Основная экспозиция музея представлена в зданиях (бывшие бараки), но несколько объектов есть и на улице. Например, вот в этой будке нацистские надзиратели укрывались от непогоды.

А это — виселица. В июле 1943 года здесь были повешены 12 поляков. Эта была самая массовая публичная казнь (ключевое слово — публичная, так как свои преступления нацисты предпочитали лишний раз не афишировать) за все время существования лагеря.

Массовая виселица. Концлагерь в Освенциме.

Официальная статистика смерти… Правда, единого мнения о точном количестве погибших нет до сих пор, наверное, уже никогда и не будет.

Статистика погибших в Освенциме

Типовая застройка лагеря. Тот самый момент когда мы остались одни. Становится жутко…

Мрачные пейзажи концлагеря в Освенциме

Очередная надзирательная будка и небольшое водохранилище. Его фашисты использовали также и в качестве бассейна.

Водохранилище в Аушвице

Быт узников концлагеря.

Внутри бывших бараков представлены различные экспозиции. Сохранилось множество фотографий, некоторые продирают до глубины души от ужаса увиденного. Часть из них показаны на видео в начале поста.

Аушвиц I. Музей.

В одном из зданий можно ознакомиться с тем в каких условиях жили узники концентрационного лагеря. В первые несколько недель после постройки первых сооружений, заключенные спали просто на соломе.

Спальные места узников Освенцима в первые недели после создания

До весны 1941 года спали на мешках, также набитых соломой. Каждое утро заключенные собирали матрасы в углу помещения.

Спальные места узников Освенцима до 1941 года

С 1941 и до конца существования лагеря стали спать на трехъярусных кроватях. Конечно же, это было сделано не для заботы о несчастных людях, а с целью размещения в одном помещении как можно большего их количества. На каждой «кровати» спали по двое или даже трое человек.

Спальные места узников Освенцима с 1941 по 1945 годы

Туалет. Удивительно еще, что это не были просто дырки в полу.

Туалет в концлагере Аушвиц I

Умывальная комната. Кажется, что даже все не так ужасно. Но не будем забывать, что, по крайней мере, в первое время фашисты пытались делать вид, что людей сюда привезли действительно работать, а не убивать. Отсюда и маскировка убийств. Понятно, что со временем всем все стало ясно. И стало это ясно очень быстро…

Умывальная комната в концлагере Аушвиц I

Заключенные, работавшие на СС (как правило, осуществляли функции надзирателей над узниками во время работ), получали гораздо более комфортные условия проживания. Что, чаще всего, не избавляло их от последующей общей участи быть убитыми. Ради справедливости необходимо отметить, что некоторые «функционеры», как их называли, использовали свои возможности на подобных постах в попытке снизить уровень террора в лагере.

Камера заключенных работавших на СС

Стена смерти. Барак №11.

Самым страшным зданием в лагере был так называемый Блок Смерти (№11). В этом здании находилась лагерная тюрьма, здесь проводились пытки и осуществлялись бесчеловечные наказания и казни (людей по 4 человека заставляли стоять всю ночь в микро-камере 90х90см, держали в герметичной камере до гибели от нехватки кислорода, морили голодом и т.д.) Здесь же, в 1941 году был впервые экспериментально применен газ «Циклон Б», который затем использовался в газовых камерах для убийства сотен тысяч невинных людей.

Рядом с 11-м блоком находилась так называемая Стена смерти (или Стена пыток), где людей пытали и расстреливали.

Стена смерти. Освенцим.

Стена находилась в замкнутом дворе. Окна здания, служившего одно из сторон двора, были заколочены, дабы его обитатели не видели, что здесь происходит. Это лишний раз говорит о том, что свою ужасную работу по умерщвлению людей нацисты старались не выносить напоказ.

Заколоченные окна в Освенциме

Рудольф Хёсс. Крематорий. Российская экспозиция.

Через какое-то время после нашего входа на территорию бывшего концлагеря, вышло солнце. У нас, уже погруженных в адовую атмосферу этого места, это вызвало одновременно два разных чувства. с одной стороны, это вырывало из объятий ужаса, с другой — такое яркое и жизнеутверждающее солнце абсолютно дисгармонировало с тем, что здесь происходило каких-то 70 с небольшим лет назад…

Это не трубы крематория. Это — всего лишь здание лагерной кухни.

Концлагерь Аушвиц I в Освенциме

Крематорий находится в другом, не очень большом помещении. По сути, крематорий в Аушвице I функционировал только с 1941 по 1942 год. В дальнейшем он был переоборудован в бомбоубежище СС. А все остальные крематории работали уже на территории Биркенау (Аушвиц II) — именно этот лагерь и принято ассоциировать с Освенцимом. Аушвиц I был лишь предтечой и являлся больше административным центром.

Достаточно сказать, что максимальное количество заключенных, содержавшихся в Аушвиц I одновременно, не превышало 20 тысяч человек. Это тоже огромная цифра, но она, конечно же, меркнет по сравнению со 130 тысячами в Биркенау (август 1944). Тем не менее, для музея в здании бомбоубежища был восстановлен крематорий, конечно же, теперь исключительно с целью сохранения истории для потомков.

Рядом со зданием первого крематорий находится виселица (есть на видео). На ней был казнен через повешение Рудольф Хёсс — первый комендант лагеря с 1940 по 1943 год.

В одном из бывших блоков лагеря сейчас размещена советская (ныне — российская) экспозиция. Здесь собраны различные материалы, в основном связанные с освобождением концлагеря в январе 1945 года. Представлены печатные, фото и видеоматериалы.

Выводы советской комиссии

В этом же здании во время реконструкции 1960 года в стене была обнаружена закладка чьих-то личных вещей. Судя по всему, закладка предназначалась для планируемого побега.

Вещи для планировавшегося побега из Освенцима

Чуть менее полутора часов находились мы в музее и покидали его под яркими лучами солнца.

Концлагерь Аушвиц I в Освенциме

Освенцим. Колючая проволока концлагеря Аушвиц I.

Посещать Освенцим или нет — каждый решает для себя сам. Но наше мнение, что это должно происходить обязательно при любой возможности. Те, кто не хотят этого делать, ссылаются на то, что не хотят портить себе настроение. Однако, главный смысл музея не в испорченном настроении, а в сохранении памяти о тех ужасных событиях. Только лично увидев все эти страшные картины, мы можем передать эту память последующим поколениям в надежде, что подобные события никогда не повторятся в будущем…

P.S. В нашем следующем путешествии в Европу мы посетили и Аушвиц II, но об этом нам еще только предстоит рассказать.

Переезд в Вену. Чешская и австрийская виньетки.

В 17 часов мы покинули Освенцим. Впереди нас ждали почти 400 километров, большая часть из которых проходила по автомагистрали. Также основная часть пути пролегала по Чехии — в этот раз мы пересекли ее транзитом, но в конце поездки еще вернемся сюда. А пока что купили виньетку. Официальная ее стоимость — 310 крон (ок.12€), мы купили на заправке перед границей за 17€. Не знаю чем вызвана такая переплата, но искать виньетку дешевле уже не стали.

Чешская автомобильная виньетка

Австрийскую виньетку купили на заправке в чешском приграничном городке Микулов за 500 крон (19€) при официальной стоимости в 8,5€! Когда ее покупали, у нас не было времени разбираться и вспоминать сколько она должна стоить. Но переплата в 10€ — это уже очень существенно, будьте внимательны.

Про дорогу вспомнить особо нечего. Ехали долго, быстро наступила темнота, часть пути за рулем была Аня — это была ее первая поездка за границей. В Чехии было много ремонтных работ. В Австрии столкнулись с необычным явлением, когда темное небо на горизонте вдруг стало вспыхивать красными огоньками — казалось, что мы оказались в каком-то фантастическом фильме. Оказалось, что это десятки и сотни ветряков.

Вена.

В 22-40 прибыли по адресу к нашим апартаментам JR Vienna City Apartments. Нашли квартиру, по заранее оставленному коду взяли в небольшом сейф-боксе ключ, попали в квартиру. Да, по сути, это была обычная «двушка», одна комната у нас, вторая — у других постояльцев. Санузел и кухня общие. В нашей комнате нас ждала инструкция по бесплатной парковке в гараже. Спустились на улицу, перепарковались (минут 5 пешком от дома), забрали нужные вещи и вернулись домой.

Уже в первом часу ночи приняли душ, покушали и безумно уставшие грохнулись на диван, где и спали под вот этим симпатичным Буддой.

Будда. JR Vienna City Apartments.

>>> Содержание отчета <<<

Далее: День 4. Вена. Галопом по австрийской столице. Торт Захер и венское метро. Марш-бросок в Инсбрук.

Ранее: День 2. Первый день в Польше. Едем в Краков. Прогулка по ночному городу и знакомство с польской кухней.