post

Высокогорное озеро Морское Око. Национальный парк Высокие Татры. 21 километр на своих двоих. Черное озеро на закуску.

В Европу на машине. Морское Око. Прогулка одного дня.

Сегодня вашему вниманию — один из самых потрясающих дней за все наше путешествие. Во-первых, просто восхитительная погода. Во-вторых, захватывающие дух виды. В-третьих, рекордная (для нас) физическая нагрузка. Все это случилось в Национальном парке Татры, куда мы и отправились на целый день. Наша цель — очень известное озеро Морское Око, которое находится у самой границы со Словакией. Но не Оком единым, как говорится. Мы поднялись и на второе озеро, что чуть повыше. И весь путь мы проделали пешком, намотав в итоге 21 километр.

Не забывайте подписываться на наш YouTube-канал, чтобы следить за выходом новых серий! А также подписывайтесь на Instagram mrandylion — там все самое-самое свежее!

>>> Содержание отчета <<<

Карта маршрута и размещение.

Дата: 28 мая

Все перемещения в регионе Закопане, всего около 60-65км. Основной путь — доехать до парковки Palenica Białczańska, откуда и начинается трек на озеро. По времени — это приблизительно полчаса. Правда, рассказывают, что если приехать в час пик, то можно оказаться в пробках, особенно в выходные дни летом. Нас Бог миловал. Приехали рано, уехали поздно 🙂

Евротур #3. В Европу на машине. Закопане - Морское Око.

Ночевка: Pokoje Gościnne U Babci, Закопане, Польша. Частный гостевой дом. Бронирование через Booking.com. Небольшой, но уютный двухместный номер с собственной ванной и балконом с видом на Татры — 56,3€ за 2 ночи. Завтрак включен. Частная бесплатная парковка на месте.

Palenica Białczańska.

Сегодня у нас воскресенье. Морское Око — очень… Нет, ОЧЕНЬ популярное направление. На относительно несложный трек с прекрасными видами в конце пути отправляются сотни людей. Преимущественно, это поляки, но не только они. Ну, а в выходные тут просто яблоку негде упасть. Поэтому, начитавшись отчетов, мы понимали, что на парковке, откуда стартует маршрут, оказаться нужно будет как можно раньше. Поэтому встали с первыми петухами в буквальном смысле слова, все-таки жили мы в какой-то деревеньке в пригороде Закопане. Выглянул на балкон, а там такая вот красота и суперская погода!

Гостевой дом Pokoje Goscince u Babici в Закопане. Вид на Татры.

Выехали мы, в итоге, в 7 утра. К Оку веде симпатичная дорогая, петляющая по предгорьям Татр.

Дорога к Морскому Око

На очередной развилке появляется указатель на Морское Око.

Поворот на Морское Око

Итого наш путь занял около 25км, а по времени ровно полчаса. Прибыли мы на парковку Palenica Białczańska. Она платная, стоимость 25 злотых на весь день. Машин уже очень много.

Парковка Palenica Białczańska

Уже отсюда открываются хорошие виды на горные вершины.

Высокие Татры

Переобулись, снарядились и вот Аня уже «бьет копытом», готова отправляться в путь. А путь нам предстоит немалый — почти 8 км от Паленицы до озера. Паркинг расположен на высоте 990 метров над уровнем моря. Нам нужно подняться на 400 метров выше.

Аня готова к треку на Морское Око

Дорога на Морское Око.

По всему пути расставлены информационные щиты с названиями местности, в которой мы в данной момент находимся и различными дополнительными сведениям, разной степени полезности. Вход в парк, кстати, тоже платный — еще 5 злотых. Это чуть больше евро, не страшно.

Palenica Białczańska. Информационный щит.

На старте есть также бюллетень с призывом к осторожности при посещении Национального парка Татры. Да, отсюда можно ходить в самые разные треки, не только на Морское Око, но на последнее идут 90% всех туристов.

Правила предосторожности в Национальном парке Татры

Что сказать про дорогу на Око? Я бы охарактеризовал ее как симпатичную. Вокруг леса, речушки бегут, дикая природа. О том, что природа дикая, нам дали знать несколько оленей, которые повстречались на пути обратно. Причем, одна парочка пробежала через дорогу прямо у парковки.

Лесная речка

Вот так снимаются наши видео. Совмещаем отдых и работу.

Андрей за работой

Так вот, про симпатичную дорогу. Да, она хороша, если смотреть именно по сторонам. Свежий воздух, красота. Но общее ощущение немного… Не то, чтобы портиться, но ослабевает за счет того, что весь путь до озера вы идете по асфальтированной дороге. Хорошо, что туристам проезд на авто запрещен (и на велосипедах, кстати, тоже), иначе я вообще не представляю какое столпотворение бы происходило на Оке. Разумно, что посетитель должен хоть немножко попотеть, прежде, чем увидит вожделенный водоем.

Пейзажи по дороге к озеру

Дошли до третьей точки. Это — водопады Мицкевича.

Точка 3. Водопады Мицкевича. Информационный щит.

Почему-то фото водопадов всего одно и то не очень удачное. По расстоянию — это 35% пути. Но после водопадов дорога становится круче и скорость ходьбы несколько падает.

Водопады Мицкевича.

Четвертая точка. Wanta. Написано, что Ванта — это камни большого диаметра. Тут же можно ознакомиться с фауной, обитающей в местных краях.

Точка 4. Wanta. Камень большого диаметра.

Постепенно виды становятся все краше. Кстати, нужно сказать, что в паре мест с асфальта, идущего серпантином, можно сойти на лесную тропу, которая идет по склону напрямик. Обратно мы так и пошли. Не знаю, насколько это ускоряет путь, ибо по асфальту идти легче, но больше погрузиться в природу однозначно возможность появляется.

По дороге на Морское Око

Селфимся.

Андрей и Аня. Где-то на пути к Морскому Око.

С утра было очень холодно, не по-летнему совсем. Аня оделась как капуста. По пути потихоньку начинаем раздеваться.

Аня - настоящий хайкер

А вот мы дошли и до точки, куда доезжают брички. Называется место Влосеница. Переводчик говорит, что это «Щетина». Ну, пусть будет так. Так вот, не обязательно весь путь идти пешком. За 50 злотых наверх и за 30 вниз можно поберечь свои ноги на участке около 6 километров. На самом деле это весьма прилично, особенно если посчитать туда-обратно. Правда, повозки едут не очень быстро, но, все же, быстрее пешеходов. В любом случае, последние пару километров всем приходится пройти пешком.

Куда доезжают брички

Точка номер шесть. Перевод остался также для меня загадкой. Некий Овраг Жандармерии. Наверное, если не полениться и перевести надпись на щите, то смысл станет ясен. Но, признаюсь, лень так и не поборол )) Поэтому, если кто знает, напишите в комментариях, что сие значит.

Точка 6. Овраг.

Морское Око. Жемчужина Высоких Татр.

И вот, наконец, мы выходим к озеру. Шли 2 часа 20 минут. Не рекорд, но более менее нормально. Усталость к этому моменту небольшая, но уже появляется.

Небольшое отвлечение. 2017-й год был холодным, зима долго не отпускала. Причем, не только в России, но и в Европе. Я нашел веб-камеры Морского Ока и уже с апреля стал следить за озером. 26 апреля оно выглядело так.

В последующие дни ситуация кардинально не менялась. Снега на склонах становилось меньше, но лед не сходил. Не скрою, меня охватила тревога. Прогноз тоже постоянно добавлял беспокойства, нормальное тепло избегало Закопане, не говоря уж про горы. Все дни стояли преимущественно хмурые с осадками в виде снега. Для сравнения могу сказать, что в 2018 озеро освободилось ото льда в последние 3 дня апреля.

В общем, к счастью, 12 мая я увидел чудесную картинку на веб-камере. У берегов появилась вода, лед стал отступать. Как и водится, ушел он полностью за несколько дней.

Но я все равно полагал, что еще не будет той безумной красоты, которая свойственна Морскому Оку. Не будет бирюзового цвета озера, зеленой травы, хвои и листвы. Слава Богу, я ошибся. Вот что мы увидели, подойдя к озеру.

Озеро Морское Око. Высокие Татры.

Конечно же, нам очень повезло с погодой, тут без вопросов! Да, и снег пригодился, с ним все смотрится еще более фотогенично.

Морское Око. Вид от приюта.

И вода бирюзовая. И хвоя зеленая. Листва, правда, еще только-только принимается, но это уже не столь важно.

Бирюзово-изумрудная вода озера

Побережье у приюта

Вода очень прозрачная. Кстати, озеро находится на высоте 1395 м.н.у.м.

Чистейшая прозрачная вода озера

Иностранные туристы любуются Морским Око. Это для нас они, конечно же, иностранные.

Группа туристов изучает Морское Око

Добравшись до своей главной цели, останавливаемся на отдых. Здесь находится горная хижина, она же приют, она же хостел, в котором можно забронировать номера. Как правило, это номера сразу на несколько человек. Так что, либо будете жить с кем-то, либо надо приезжать своей компанией, отдельных двухместных номеров точно нет.

Хостел и ресторан Морское Око

При хижине работает кафе и расположены столики. Мы тут и расположились. Чай и еда у нас были с собой (завтрак из гостевого дома, заботливо заранее упакованный нашими хозяевами), а за достижение озера мы выпили по бутылочке местного пива Tyskie по 8зл.

Кафе у приюта Морское Око и вид на горы

Сидеть тут было очень по кайфу, можно было бы так долго зависать. Аня даже начала писать.

Аня пишет мемуары

Но у нас была запасная задача — Черное Озеро. Оно же — Черный Став по-польски или Черный Пруд. Но у нас, все-таки, как-то водоемы в горах не принято называть прудами, поэтому буду называть озером. Так вот, так как солнце еще было высоко, день едва перевалил за 12 часов, то мы решили, что пойдем дальше. Делаем селфи на память («я здесь был») и отправляемся.

Ура! Мы на Морском Око!

Теперь тропа уже становится настоящей природной. Конечно же, она облагорожена человеком, но все же это уже не асфальт.

Тропа вокруг озера Морское Око

Идет тропа, соответственно, по берегу озера. Красота неописуемая.

Морское Око

Приют остается все дальше позади.

Вдалеке - приют Морское Око

Морское Око с квадрокоптера.

Тут мы дошли до симпатичной полянки и запустили в полет нашего Федора, дабы посмотреть на Око с высоты птичьего полета.

Морское Око. Озеро и приют с квадрокоптера.

С высоты все выглядит чуть-чуть иначе.

Приют Морское Око.

Картографическая фотография хостела и прибрежной территории.

Приют Морское Око

А теперь смотрим на горы.

Морское Око. Вид с дрона.

По-моему, шикарно.

Морское Око и Высокие Татры

Это вид на сторону, противоположную от Черного озера. Здесь можно видеть водопад. Мы пройдем мимо него на обратном пути.

Горы и водопад на Морском Око

А это мы смотрим на склон, ведущий к нашей цели.

Вид на склон, ведущий к Черному Озеру

Из верхнего озера также вытекает вода, образуя еще один водопад.

Водопад из Черного Озера

А это вид на прибрежные полянки, прямо перед началом подъема на Черное озеро, где у нас и была стартовая площадка полета.

Морское Око. Вид с квадрокоптера.

Еще один вид на водопад на противоположной стороне от Черного озера. Уже с земли.

Морское Око. Пейзажи вокруг озера.

Черное Озеро.

Чтобы попасть на второе озеро, нам предстоял ощутимый подъем вверх на 200 метров.

Подъем к Черному Озеру

Табличка с указателем обещала, что он займет 30 минут.

Тут кое-где еще попадается снег.

Снег и палки

Подъем довольно крутой. Эти полчаса оказываются совсем даже не легким испытанием для нетренированных московских туристов.

Андрей поднимается к Черному Озеру

Почти дошел. От этой точки остаются считанные метры.

Андрей и Морское Око

И вот мы выходим к Черному озеру. Высота над уровнем моря — 1598 метров.

Черное озеро

Это озеро только начало освобождаться ото льда. Поэтому черным его не назовешь.

Черное Озеро. Высокие Татры.

А так понятно, что когда льда нет, то отражаются в нем только черно-серые скалы, растительности нет. Это и придает ему темный оттенок воды.

Черное озеро

Лед уже отступил от берегов.

Черное озеро таит

Втыкаем свои палки и снова запускаем дрон.

Композиция из 4 треккинговых палок

И тут я могу определенно сказать, что это здорово, что лед еще не сошел. Это придает особую красоту озеру, когда смотришь на него с высоты.

Черное Озеро. Вид с дрона.

Необычные узоры.

Картины воды и льда на Черном озере

Красота!

Талый лед на Черном озере

А на склонах еще полно снега. Где-то здесь продолжается путь для тех, кто покоряет главную вершину — пик Rysy, высота которого 2499 метров. Мы видели спускавшихся по склону людей. Делали они этом посредством горных лыж. На видео есть кадры этих экстремальных спусков.

На Черном Озере только закончилась зима

Облака и лед формируются совершенно фантастические узоры. Кстати, максимальная глубина Черного озера — 76 метров! Это 25-этажный дом, даже трудно представить. Для сравнения максимальная глубина Морского Ока — всего 51 метр.

Черное Озеро. Морское Око. Татры.

А вот и водопад, образующийся от стока воды из Черного озера.

Черное Озеро и водопад

Два озера и водная нить, их соединяющая.

Вода, стекающая из Черного Озеро в Морское Око

Отсюда мы можем насладиться панорамным видом на Морское Око.

Морское Око

Морское Око как на ладони.

Морское Око как на ладони

И еще один взгляд на Око.

Озеро Морское Око

Тут мы, кстати, и перекусили принесенными с собой Дошираками. Очень в тему пришлись.

Аня на фоне Высоких Татр

В этот момент уже почти жарко. Как видно, я разделся до футболки. Аня, правда, свитер так и не сняла. Прощальное селфи и отправляемся вниз.

Andy Lion на Морском Око

Если к Черному озеру мы шли по короткому пути (обход озера слева, если смотреть от хостела), то обратно пошли дальним путем, чтобы полноценно замкнуть круг. Тут и прошли ранее увиденный водопад.

Водопад

Спускались мы, когда уже стремительно вечерело. Солнце уже опускалось за горные вершины, людей стало во много крат меньше.

Тропа вокруг озера Морское Око в Татрах

Вот и вернулись к приюту. В этот момент было ощущение, что сложные участки пути позади. Как мы ошибались! Спуск от Ока до парковки оказался каким-то бесконечным.

Возвращение к приюту

Наконец, в 19:40, спустя 12 часов, мы вновь оказались на парковке Паленицы Бялчанской. Посмотрите как мало осталось машин. Это просто удивительно! С другой стороны, это свойственно всем европейцам. На горные маршрут они всегда выходят очень рано и, как правило, после 15-16 часов ты уже не встретишь никого, кто только поднимается наверх. Для любителей подниматься в одиночестве — это хорошая возможность, нужно учитывать это свойство жителей Старого Света.

Опустевишй паркинг

Вот как выглядит весь трек обратного пути от Черного озера до Паленицы.

Трек от Черного озера через Морское Око и до Palenica Białczańska

А это — высотный профиль.На левой половине графика отсутствует участок от приюта до начала подъема на Черное озеро, так как gps-трекер в это время был выключен. Но общую картину получить можно. Всего в этот день мы прошли 21 километр. На парковку вернулись практически без сил, но очень и очень довольные.

Высотный профиль похода на Морское Око

Совершенно однозначно можно рекомендовать Морское Око для посещения, если вы оказались в Закопане. Подняться к озеру можно в любое время года, даже зимой, дорогу чистят. И даже сверхпопулярность этого места не помешает вам насладиться и получить удовольствие от этой прогулки.

А мы от Ока отправились в Закопане, где надеялись перекусить. В общем-то, нам это удалось. Мы приехали в самый центр, на пешеходную улицу Krupowki. Жизнь здесь кипела. Кстати, так как это было воскресенье, то парковка была бесплатной. Фото не делали, но на видео есть немного вечернего Закопане.

Закат в регионе Закопане

Ночевали мы в том же гостевом доме, что и в предыдущую ночь — Pokoje Gościnne U Babci.
Booking.com

Вот и все на сегодня. Не забывайте подписываться на наш канал, на Инстаграм и на новые выпуски нашего блога (форма подписки в колонке справа и в самом низу страницы).

>>> Содержание отчета <<<

Далее: День 5. Еще немного Закопане. Покидаем Польшу и перебираемся в Будапешт.

Ранее: День 3. Часть 2. Освенцим. Аушвиц II. Едем в Закопане — горную столицу Польши.

Ранее: День 3. Часть 1. Краков. Фабрика Шиндлера. Район Казимеж.